АвтоВАЗ готовится к выпуску новинки –
«Лады Приоры», работающей на метане. Серийное производство запланировано
на начало 2012 года, однако тольяттинские тест-пилоты уже опробовали
автомобиль в рамках пробега «Голубой коридор – 2010». Проектом
занимаются не только конструкторы волжского автогиганта, но и
специалисты Газпрома. По мнению компаний, производство газовой Lada
Priora может стать серьезным импульсом развития газомоторной
инфраструктуры – создания сети метановых заправочных станций и выпуска
комплектующих и запасных частей для этих автомобилей.
Газовая «Лада» носит название Priora CNG
Plus. По словам советника вице-президента ОАО «АвтоВАЗ» Георгия
Мирзоева, главное достоинство машины – в том, что выпускаться она может
на обычном конвейере. Специалист поясняет, что использование газа не
предполагает глобальную перепроектировку модели, поскольку решение об
установке оборудования принимается лишь на последнем этапе сборки. В
автомобиле сохраняется бензобак прежнего объема, а в качестве дополнения
могут устанавливаться два баллона для сжатого газа по 48 литров каждый.
Баллоны будут находиться в нише для запасного колеса, а проблему
отсутствия запаски изготовители предлагают решить двумя способами. Для
моделей, ориентированных на европейский рынок, предусмотрена установка
докатки в багажнике. Для продаж в России предлагается снабдить
автомобиль насосом и пастой для ремонта поврежденной шины – этого
достаточно, считают на заводе, чтобы доехать до шиномонтажки.
По данным производителей, на природном
газе Lada Priora сможет проехать порядка 260–270 км до следующей
заправки. Однако использование метана в качестве топлива вызывает
некоторые сомнения.
«Раньше основной причиной отказов от
установки метанового оборудования было ощутимое снижение мощности
автомобиля. Современные комплекты позволяют избежать этой проблемы, –
поясняет мастер цеха установки газобалонного оборудования компании «МАС» Станислав Шумков.
– Но, несмотря на это, водители по-прежнему неохотно используют метан.
Во-первых, метановых заправочных станций очень мало – в Челябинске их
четыре, в то время как пропановых становится все больше и больше.
Во-вторых, такое оборудование занимает очень много места: фактически
«легковушка» лишается багажника. В-третьих, стоимость установки высокая.
Если стандартный пакет для «Приоры» обойдется в 17–19 тысяч, то
метановый комплект встанет в 40–50 тысяч рублей».
К данному вопросу более практично подошли на Горьковском автозаводе, где теперь производится «Газель-Бизнес»,
работающая на природном газе. В качестве топлива здесь используется
пропан. При этом газовые экземпляры машин в автосалонах стоят от 471 100
рублей, что на 26 тысяч дороже стандартной версии. В данном случае
выгоднее приобретать «газель» с заводской установкой баллонов, нежели
самостоятельно снаряжать бензиновый ГАЗ нужным оборудованием в сторонних
организациях.
Информации по стоимости метановой
«Приоры» пока нет. Если учитывать данные установщиков оборудования по
цене метанового комплекта и базовый ценник для этой модели, то самая
простая модификация автомобиля будет уходить с молотка примерно за 340
тысяч рублей. Хотя не исключено, что заводская установка выльется в
меньшую сумму, и тогда владельцам газовых «Лад» удастся сэкономить не
только на топливе, но и покупке оборудования. При этом машина выйдет
более экологичная, нежели варианты, работающие на пропан-бутановой
смеси. А это в условиях горячего обсуждения привязки транспортного
налога к экологическим стандартам может обеспечить дополнительную выгоду покупателям «Приоры».
«Успешность проекта зависит от нескольких показателей, – считает коммерческий директор челябинского филиала компании «Автовек» Константин Киселев.
– Если стоимость машины будет адекватная, то есть увеличится не более
чем на 10–15 тысяч рублей, и если будут строиться метановые заправки, то
газовая «Приора» может пользоваться неплохим спросом. При этом для
владельцев таких машин будет сохраняться заводская гарантия: сейчас при
установке оборудования в специализированных фирмах снимаются гарантийные
обязательства, к примеру на работу двигателя. Проще говоря, при покупке
машины с заводским комплектом водители избавят себя от выбора между
экономической составляющей и сохранением ответственности производителя
за свой продукт».